Работа с цветом – заметки

Видеокарта пересылает сигнал на монитор, разделённый на два компонента: цветность (цвет) и гамма (свет). Для работы с цветом важно с ними разобраться.

Цвет

Для представления цвета используют цветовые пространства. В основе лежит математическая модель человеческого зрения: цвета, которые видит глаз.

Матрицы камер имеют разный цветовой охват в соотношении с видимыми глазу цветами. Производители камер любят создавать свои стандарты на цветовые пространства, охватывать в разных камерах разное количество цвета.

Основные современные цветовые пространства:

  • rec709 – пришёл с цифровым ТВ;
  • DCI P3 – стандарт для цифровых кинотеатров;
  • rec2020 – самый новый стандарт для UHDTV, формата 4К.

Гамма (динамический диапазон)

Гамма есть перепад яркости от тёмного к светлому, который видит глаз или камера. Можно измерять в стопах – двукратных изменениях яркости.

Матрицы цифровых камер регистрирую свет линейно. Это значит, что если в комнате светит одна лампочка накаливания, и мы принесли и зажгли вторую такую же, то камера зарегистрирует двукратное увеличение яркости. Человеческий глаз устроен иначе и заметит лишь около 20% увеличение яркости.

Корректирующая кривая (трансферная функция) – позволяет по характеру изменения яркости в зарегистрированном кадре от камеры с некой погрешностью восстановить общее изменение яркости в кадре до уровня детализации, различимого человеческим глазом.

Сравнение чувствительности к свету глаз и приборов:

  • Глаз человека: 10-13 стопов одномоментно, всего около 24 стопов (глаза нуждаются в адаптации – например, при входе в пещеру с улицы или наоборот глаза не сразу видят полный диапазон света);
  • Киноплёнка: 13 стопов;
  • Камера RED Weapon: 16,5+ стопов (расширяется с помощью спец-режимов);
  • Формат rec2020, он же HLG (например, в Sony A6600): 12 стопов;
  • Формат rec709: 6 стопов.

Получается, что rec709 имеет самый бедный диапазон. Однако, это наиболе распространённый формат. Также это родной формат для всех основных монтажных программ (DaVinci Resolve, Adobe Premiere, AVID Studio, Apple Final Cut и т.д.).

При импорте файла, снятого в другом цветовом пространстве, нежели rec709, монтажной программе нужно объяснить этот факт, иначе она будет выводить лишь малый непрерывный кусочек от всех цветов.

Tonemapping – процесс перевода формата с бОльшим цветовым охватом в меньший (обычно в rec709). В любом случае теряются все цвета сверх поддерживаемого количества. Но можно оставить самые “важные” цвета, влияющие на контраст, настроение, атмосферу. Алгоритмов перевода очень много разных, выбираются в зависимости от задачи.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *