Походный накамерный свет

Год прошёл с тех пор как я написал пост в старом блоге про накамерный свет, который хочу перенести сюда. Задача год назад была прийти к разумной миниатюрности при съёмке, желательно не в ущерб качеству.

Для фото я издавна использую вспышку SB-400 – и оптимизировать тут нечего. Годы показали, что это самая лучшая походная вспышка в мире Nikon: дешёвая, компактная, простая как валенок и качественная. В мире Canon есть аналогичный вариант 320EX. У SB-400 нет синхронизации с другими вспышками, но зачем оно надо в походе-то?

Зато у SB-400 вертикальное вращение лампы, и от Кэна Роквелла я позаимствовал дешёвый трюк по запихиванию куска бумаги для рассеивания света.

Только кусок бумаги – это ненадёжно, норовит выпасть или погнуться, поэтому я использую для этого белые визитки, которые к тому же помещаются в чехол со вспышкой, и надеваются на неё в 3 секунды.

Ну а что же делать с подсветкой видео? Или когда вспышки не хватает по мощности?

Сравнение простой и спец подсветки

Как-то раз я разжился в барахолке noname диодной панелькой (по виду похожа на Yongnuo) с 96 диодами: 48 белых и 48 тёплых жёлтых рядами.

Плюсы:

  • светит ярко – настолько, что может служить основным источником света в сцене;
  • на момент покупки выглядела панелька очень компактно;
  • питается от простых АА пальчиков, либо от большого аккумулятора.

Аккум у меня руки не дошли купить, а вот с пальчиками я столкнулся с интересной особенностью – после выключения панельки, она продолжала их весьма бодро разряжать в ноль. То есть поработал – пальчики вынул, перед работой обратно вставил. Невесело. Вторая проблема – в полевых условиях панелька оказалась не столь компактной, в карман не сунешь, в фотосумке место тоже нерезиновое. И тут случай меня навёл на очень крутую альтернативу: Aputure Amaran al-m9.

Aputure и noname панели

Амаран реально меньше в размерах, особенно если снять крепление снизу. Зачем это делать? – А потому что панель можно просто поставить в сцене на какую-нибудь полку, спрятав за книгами, чтоб в камеру не попадала, и она будет светить боковой подсветкой на лица людей. Именно это мне поведал один свадебный фотограф, скупивший передо мной сразу штуки 4 таких панелек. Посмотрим теперь вид в профиль:

Вид сбоку, видно что Aputure сильно тоньше

У Амарана встроенный аккум, зарядка по micro-USB: можно заряжать от ноутбука, от банки. И вес с батарейкой 106 грамм. Толстячок-сосед без батареек весит 120 грамм, а когда я запихнул 4 АА пальчика, его вес стал аж 219 грамм – двукратная разница! У Амарана всего 9 диодов, все белые – для цвета приложены 3 сменные плёнки (жёлтая, синяя, матово-белая), которые крепятся магнитами на лицевой панели (которые заодно и саму панель крепят к диодной матрице). Но диоды эти очень яркие! Я не думаю, что использовать Амаран как основной свет резонно при наличии других светильников, но, с другой стороны, есть простая мудрость – “самый лучший свет, это тот, что ты взял с собой”. А кинуть с собой в карман Амаран не составляет никакого труда, и там уже по обстоятельствам.

Коэффициент CRI

Небольшой эксперимент с далеко идущими выводами: качество света от панелек с точки зрения цветности. В отличие от галогенок и ламп накаливания, диоды вносят искажения в спектр цветов. Что, в свою очередь, искажает цвета на картинке. Есть такой коэффициент CRI, который показывает, насколько близок свет диода к эталону (в виде лампочки накаливания). Наглядный рассказ что такое CRI есть у одних питерских ребят на Youtube. А вот ссылка на более серьёзную и подробную бумагу по теме. Разработчики из Aputure о CRI в курсе, и помечают на коробке свои светильники 95% CRI, что есть очень круто! Диодная панелька от неизвестного производителя никак не помечена, и я провёл простой опыт: выключил весь свет в комнате, по очереди включил панельки и посветил себе на руку. На взгляд, отличий в освещении никаких, но вот съёмка с зеркалки расставила все точки над “Ё”:

Noname LED – включены 48 белых диодов
Amaran – просто белый свет

Несмотря на то, что noname панель светит белым, в кадре видно, что он отдаёт в желтизну. Амаран же даёт честный белый свет.

Noname LED – включены 48 тёплых диода
Amaran с натянутым поверх жёлтым фильтром

У noname панельки руку как-будто засунули в духовку. Тут явно потребуется поиграть с цветами в редакторе, чтобы вернуть руке здоровый розовый оттенок. У Амарана тона кожи более натуральные, а значит, редактировать цвета нужно гораздо меньше, если вообще нужно.

Яркость

Оба источника были включены на МАХ яркость. Фото были сделаны с ISO=400, в режиме A (приоритет диафрагмы), и, конечно же, я увидел падение скорости выдержки на Амаране: при свете noname панели зеркалка взяла выдержку 1/320, в то время как с Амараном снизила её до 1/60. 48 диодов ярче чем 9, вдобавок высокий коэффициент CRI делает диод тусклее, против физики не попрёшь. Но света вполне достаточно, с другой стороны, для хорошей съёмки. А если нужен мини-прожектор, то я давно глаз положил на штуки, подобные Lume Cube – небольшой водонепроницаемый кубик с лампочкой, по силе как маленькая звезда. Правда, свет у него жёсткий, но зато небольшой дом метра 3 высотой может запросто подсветить. Но это уже совсем другая история.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *